Дорожно-водное путешествие по Европе. Премудрости автодвижения.

Дорожные заметки

Собираясь в свободное плавание (поездку на автомобиле) по Европе надо быть готовым ко всему. Надо продумать точный маршрут движения (сейчас, с развитием интернета и карт google – на них Европа отображена подробнее, планировать маршрут стало гораздо проще), запланировать места остановок и изучить особенности правил дорожного движения во всех пересекаемых странах.

В каждой стране свой исключительный подход к организации движения. Изучая литературу (информацию в интернете) относительно дорог Польши, преобладает мнение, что дороги в Польше плохие. Интересно, а что такое хорошая дорога? А в Чехии дороги видели? Даже в Германии вопреки ожиданиям встречались не совсем ровные участки. Одним словом, польские дороги в весьма приличном состоянии. Но, перемещаться по ним приходится довольно медленно. Ограничение за городом – 90 км/ч, в городе – 50 км/ч. Дороги сами по себе узкие, поэтому у поляков есть такой обычай – когда кто-то идет на обгон, прижиматься к обочине. Скоростных трасс на пути следования от Тирасполя до Брно не очень много, да и те в настоящий момент находятся в любопытном состоянии. В Польше идет стройка века, где ремонтируется не часть дороги от километра N до километра N+m, а сразу вся трасса целиком. Нам довелось пройти около 100 км по ограниченной в 70 км/ч полосе, где негде сделать и шагу в сторону. Дальше – интереснее. Вроде бы уже вышли на прямую трассу (Москва-Париж) Польша-Чехия, по которой предполагалось пересечь границу, да только почему-то машин почти нет и на всех щитах название чешских городов как-то перечеркнуто. Заправок тоже нет (они присутствуют на указателях, но тоже перечеркнуты). При такой неизвестности нашим бакам начинает угрожать опустошение. Сверяемся с картой. Вот тут через 10 км вроде бы обозначена заправочка. Доезжаем до этого места и… здесь только идет строительство. Уже намечены навесы, где будут стоять колонки, угадывается каркас магазина. Заправка просто еще не существует! Что бы это значило? Да это еще недостроенная трасса! Но на всех навигаторах она уже нанесена в полном объеме без каких-либо пометок о своей незавершенности, включая все элементы инфраструктуры. Недалеко от границы трасса совсем перекрыта и последние километры пришлось пробираться по мелким деревенским дорожкам. На чешской стороне трасса снова появляется, но уже в своем полноценном виде.

Зоны для отдыха на польской трассе уже достроены. А, т.к. движение здесь пока слабое, еще и очень чистые и пустынные.

[Not a valid template] #1

О премудростях правил дорожного движения. Первое странное для русского человека правило – с включенными противотуманками ездить нельзя! Штраф. Это жестко контролируется в Польше и Германии. В остальных странах не экспериментировали, но, похоже, ограничение тоже присутствует. Вторая сложная премудрость – оплата дорог. Избалованные трассами более западных стран (Португалия, Франция, Испания, ну и Хорватия), привыкли, что где надо, обязательно стоят турникеты и всегда снимут денег столько, сколько нужно. Чехи не стали тратиться на постройку инфраструктуры пропускных пунктов (это же каждый съезд надо учесть) и просто ввели так называемые «стикеры». Их можно купить со сроком действия 1 день, 1 месяц или на год. Обязательно клеятся на лобовое стекло в указанном месте. На наклейке прописывается номер машины. Т.е. переклеить, допустим, годовой стикер на другую машину нельзя. Платные участки дорог начинаются совсем неожиданно и без всяких указателей. Только навигатор время от времени сообщает «внимание, платная дорога». Здесь предусмотрительно стоят охранники порядка и внимательнейшим образом сообщают незнающим туристам, что с них штраф, потому что трасса платная, а наклеечки-то нет. Со 100 евро нам удалось сторговаться до 40. Дальше они доброжелательно рассказывают, что наклейку можно купить вон на той заправке через 10 км. На заправке о стикерах, разумеется, никто не знает. На самом деле их можно купить в пункте обмена валют в каком-нибудь городе.

В Германии дороги бесплатные, но есть так называемые «зеленые зоны». Чтобы проникнуть туда, нужно раздобыть специальную зеленую наклейку. Причем для ее получения кроме денег понадобится информация о модели и регистрационных данных машины, а также уровень стандарта ЕВРО.

Вроде бы в Польше тоже существуют какие-то наклейки для платных дорог, но пока столкнуться с ними не удалось. Медленно, но верно проползли через эту страну без дополнительных приключений. Подводя итог относительно оплаты дорог, получается следующая картина. В Чехии сразу после въезда в страну надо найти наклейку для проезда по платным дорогам. В Германии все дороги бесплатны. Во Франции перед платными дорогами стоят турникеты, где взимается оплата. Для полноты картины заметим, что в Белоруссии дороги для граждан России и Белоруссии бесплатны.

Остается учесть расходы на бензин. Ограничение скоростного режима имеет и положительную сторону. Мы, конечно, теряем во времени, продвигаясь 70-90 км/ч, зато при этом существенно экономится расход. В Польше расход Volkswagen Tiguan 2.0 упал до 8.3 л/100 км. Из них литр-полтора нам прибавлял бокс на крыше. Таких возможностей от машины мы не ожидали даже в самых минимальных сметах. Помогает такому расходу и использование круиз-контроля. Это вообще неоценимая штука в случаях, когда нужно четко следить за скоростью. Особенно на дальних расстояниях. Установил себе скорость и только смотришь за дорогой. Красота.

В Чехии расход поднялся до 9.8 л/100 км. Там шли уже 130 км/ч с частыми обгонами. В Германии поднялся сильный ветер. Из-за бокса машину местами подносило, а расход увеличился до 10.5 л/100 км.

Во всем этом небольшом путешествии Volkswagen Tiguan, прозванный Windy, проявил себя отлично. Движется очень мягко, если где-то нужно быстро рвануть, уговаривать себя не заставляет. Во время планирования расходов больше всего вопросов вызывал минимальный и средний расход топлива. Информация из интернета по этому поводу весьма противоречива и эмоциональна. Обсуждения в форумах доходили до 20 л/100км. Такого расхода, к счастью, у меня не было нигде. Как было упомянуто, расход составлял от 8.3 до 10.5 л/100км. Для оценки реальных возможностей машинки надо вычесть дополнительный расход, добавляемый боксом на крыше. Из дополнительных удобств следует упомянуть круиз-контроль, с которым движение становится очень комфортным. Пол-часа пришлось потратить на знакомство с особенностями управления, но, когда все стало понятно, двигаться стало действительно комфортно.

Система навигации очень полезна в таких путешествиях. Встроенная навигация на основе Navitel прекрасно прокладывает дороги, отображает скоростные ограничения (очень полезно в незнакомых странах) и предупреждает о платных дорогах (очень полезно, например, в Чехии). Встроенная в навигатор служба оповещения о местном траффике автоматически корректирует проложенный маршрут.

Вот так мы и докатили до Парижа.