- 31 июля 2022
- Риштан. Узбекистан
- Экскурсионный маршрут
- Мастерская керамики
Традиционный восточный базар невозможно представить без рядов керамической посуды ручной работы. Этот вид ремесла очень популярен в восточных странах. У каждого региона, да и каждого мастера, есть свои характерные различия и есть похожие элементы.
Проезжая по Ферганской долине, мы заглянули в семейную мастерскую производства керамики в Риштане.
История мастерской насчитывает несколько поколений, занимающихся изготовлением керамики. Процесс производства включает не только полный цикл начиная от формы и заканчивая готовым расписным изделием, но и добычу материалов.
В летний период хозяева живут прямо здесь, в доме, где располагается мастерская и по совместительству магазин. Готовые изделия можно приобрести прямо в мастерской.
Ассортимент продукции разнообразен. Тарелочки, тарелки, блюда, пиалы, чашки, плитки, фигурки и пр.
Лепка исходной формы делается по-разному. В зависимости от вида изделия. Стандартные наборы посуды классической формы делаются на штампах. Это позволяет получить предметы сервиза идентичной формы, чего нельзя добиться при ручной лепке. А вот оригинальные или авторские формы лепятся вручную на гончарном круге.
В качестве материала используется красная глина, которую можно добыть в местном регионе, с добавлением воды. Больше никаких примесей в составе нет.
После получения формы идёт процесс сушки. Длительность процесса зависит от сезона. В жаркие летние дни сушка занимает несколько дней, а вот в зимний период может понадобиться несколько недель или месяц.
Следующий этап – роспись. Среди мастеров есть разделение задач. Кто-то занимается преимущественно лепкой, кто-то росписью, кто-то только росписью. Кроме членов семьи, в мастерской трудятся наёмные мастера, занимающиеся росписью.
Каждый мастер росписи имеет свой неповторимый почерк. Даже расписывая один и тот же вид изделий, конечный результат у каждого мастера будет свой. И хозяева могут точно определить какой мастер работал над данным изделием.
Скорость росписи тоже может быть разной. Один мастер может расписать до 30 предметов с простым орнаментом за день. А сложный рисунок может занять несколько дней.
Сам процесс нанесения рисунка тоже состоит из нескольких этапов. Сначала карандашом размечтается схема рисунка на изделии. Если рисунок симметричный, то выделяют симметричные сектора и наносят схему в одном секторе, а дальше копируют узор уже красками. Исключение – керамическая плитка. На плоской поверхности рисунок можно перенести с кальки. Тогда схема в карандаше готовится на бумаге. Затем накладывается на поверхность и переносится.
Для росписи используется голубая, синяя, коричневая и зелёная краска. Изначально краски имеют немного другой цвет. После покрытия слоем стекла цвет красок меняется. Конечный результат зависит от состава покрытия и обжига.
Инструменты и краски, которые используются в мастерской, добываются и изготавливаются тоже здесь. Особое внимание привлекает ряд самодельных кисточек, которые выглядят очень оригинально.