Керамика. Риштан

Керамика. Риштан

  • 31 июля 2022
  • Риштан. Узбекистан
  • Экскурсионный маршрут
  • Мастерская керамики
  • Традиционный восточный базар невозможно представить без рядов керамической посуды ручной работы. Этот вид ремесла очень популярен в восточных странах. У каждого региона, да и каждого мастера, есть свои характерные различия и есть похожие элементы.

    Проезжая по Ферганской долине, мы заглянули в семейную мастерскую производства керамики в Риштане.

    История мастерской насчитывает несколько поколений, занимающихся изготовлением керамики. Процесс производства включает не только полный цикл начиная от формы и заканчивая готовым расписным изделием, но и добычу материалов.

    В летний период хозяева живут прямо здесь, в доме, где располагается мастерская и по совместительству магазин. Готовые изделия можно приобрести прямо в мастерской.

    Ассортимент продукции разнообразен. Тарелочки, тарелки, блюда, пиалы, чашки, плитки, фигурки и пр.

    Лепка исходной формы делается по-разному. В зависимости от вида изделия. Стандартные наборы посуды классической формы делаются на штампах. Это позволяет получить  предметы сервиза идентичной формы, чего нельзя добиться при ручной лепке. А вот оригинальные или авторские формы лепятся вручную на гончарном круге.

    В качестве материала используется красная глина, которую можно добыть в местном регионе, с добавлением воды. Больше никаких примесей в составе нет.

    После получения формы идёт процесс сушки. Длительность процесса зависит от сезона. В жаркие летние дни сушка занимает несколько дней, а вот в зимний период может понадобиться несколько недель или месяц.

    Следующий этап — роспись. Среди мастеров есть разделение задач. Кто-то занимается преимущественно лепкой, кто-то росписью, кто-то только росписью. Кроме членов семьи, в мастерской трудятся наёмные мастера, занимающиеся росписью.

    Каждый мастер росписи имеет свой неповторимый почерк. Даже расписывая один и тот же вид изделий, конечный результат у каждого мастера будет свой. И хозяева могут точно определить какой мастер работал над данным изделием.

    Скорость росписи тоже может быть разной. Один мастер может расписать до 30 предметов с простым орнаментом за день. А сложный рисунок может занять несколько дней.

    Сам процесс нанесения рисунка тоже состоит из нескольких этапов. Сначала карандашом размечтается схема рисунка на изделии. Если рисунок симметричный, то выделяют симметричные сектора и наносят схему в одном секторе, а дальше копируют узор уже красками. Исключение — керамическая плитка. На плоской поверхности рисунок можно перенести с кальки. Тогда схема в карандаше готовится на бумаге. Затем накладывается на поверхность и переносится.

    Для росписи используется голубая, синяя, коричневая и зелёная краска. Изначально краски имеют немного другой цвет. После покрытия слоем стекла цвет красок меняется. Конечный результат зависит от состава покрытия и обжига.

    Инструменты и краски, которые используются в мастерской, добываются и изготавливаются тоже здесь. Особое внимание привлекает ряд самодельных кисточек, которые выглядят очень оригинально.