Долина Мерибель. Если снег есть, то его сразу нет.

Долина Мерибель. Если снег есть, то его сразу нет.

Кто из горнолыжного сообщества не знает или не слышал про французские 3 долины? Куршевель, Мерибель и Валь Торан вместе образуют огромные просторы для катания. Побывав три года назад в Валь Торане, мы должны были вернуться сюда снова. Тем более, что это намерение внушительно подкреплялось ски-пассами на 8 дней, полученными в качестве компенсации за потерянный день закрытой долины после снежной бури и действительными до весны 2015 года. Пора. Время пришло вновь вернуться в эти места.

Прошлое посещение Трех Долин запомнилось сугробами и метелями. Мягкие снежные трассы, снега навалом везде. Можно спокойно залезть на закрытую трассу, ожидая лишь занесенный снегом нерасчищенный спуск. В этот раз все было по-другому.

Все началось с тревожных сообщений об отсутствии снега. В трех долинах нет снега? Да там его всегда полно. Уж в Валь Торане он точно есть! В поддержку наших мыслей прилет в аэропорт Шамбери (вообще выезжая в аэропорт мы были уверены, что полетим в Гренобль) был отмечен огромным снегопадом и… как следствие, полной парализацией автомобильного движения на всей трассе от аэропорта до Мутье — города, после которого начинается серпантин во все долины — Мерибель, Куршевель, Валь Торан, Ла Плань, Лез Арк и пр. Регион Рона-Альпы накрыло снегом. Полностью. Автобус ехал (точнее стоял в огромной пробке) 11 часов. Через некоторое время особо нетерпеливые попутчики начали устраивать скандалы, требуя немедленно выпустить их из автобуса, дать походить, выдать воды и пр. Гиды стойко выдерживали все народные возмущения и из автобуса не выпускали. А куда выпускать? К отбойнику посередине трассы? Тем не менее нытье продолжалось и становилось уже невыносимым.

К вечеру автобус сумел героически доползти до Мутье, где всех туристов (не только с нашего трансфера, а вообще всех добравшихся — французов, немцев, англичан и др.) собрали в спортивном зале какого-то колледжа. А вода? А еда? Мы 11 часов не ели! Обещали, что должны подвезти воду и какие-то закуски. Но спасение туристов стало делом рук самих туристов. Все разбежались по магазинчикам местных заправок и придорожным закусочным — кто что успел найти, пока они не закрылись. Да! Здесь все закрывается достаточно рано. Даже заправки. Только к утру появилось кофе и бананы, которые, надо отметить, закончились почти сразу.

Размещение на ночь тоже стало отдельным вопросом. Нам обещали зал, обеспеченный раскладушками. Доехать до курорта сегодня невозможно, т.к. водители уже превысили все свои нормы вождения (а тут с этим строго) и не могли ехать дальше по серпантину. Но раскладушки закончились еще до нашего приезда. Что оставалось делать вновь прибывшим? Самостоятельно растаскивать маты, найденные по углам. Но тонюсенький мат едва ли мог спасти от холода. Приходилось добывать сразу по два, отбиваясь от местных, пытавшихся не давать больше одного мата в руки. Так и дождались утра.

Утро перекрасило обстановку в позитивные цвета. Уже часов с 6 утра автобусы потихоньку начали развозить туристов. Мы едва успели проснуться, как и для нас нашелся автобус. К 9 утра апартаменты Одалиса распахнули перед нами свои двери (ну хорошо, дверку — достаточно узкую и компактную, как и сами апартаменты). И на пороге начинающегося долгожданного отдыха смотрим на события вчерашнего дня и задаем вопрос: «А что это было?». А все очень просто. Если поинтересоваться в интернете, то можно найти ежегодную новость об огромном снегопаде обрушившимся внезапно на землю французскую и полностью парализовавшим транспортное сообщение, а иногда и энергоснабжение. Это ежегодное событие! И каждый год оно отмечается стандартными глухими пробками, застрявшими автомобилистами и парализованным общественным транспортом.

Принес снегопад и положительные моменты. Трассы получили новый запас снега, которого так не хватало, ну а леса, спускающиеся по склонам гор, приобрели сказочный вид.

Долина Мерибель, где мы остановились, располагается посерединке. С одной стороны идет более высокий и молодежный Валь Торан, с другой — знаменитый Куршевель. В долине прячется несколько городков: Les Allues (1100м), Meribel Village (1400м), Meribel Centre (1450м), Meribel-Mottaret (1750м) — здесь, в самой верхней деревушке, мы и обосновались. Апартаменты Odalys просторами не блещут. Пожалуй, это самое неприхотливое размещение из нашей горнолыжной истории. В номере на 4 человека едва ли найдется адекватное место хотя бы для 2-х чемоданов, не говоря об одежде, которую каждый день надо где-то просушивать. Раздвижной перегородкой можно отделить узкую вытянутую кухонную зону и 2 кровати в дальнем углу от небольшой комнаты с диваном. Редкий случай наблюдается и с бельем: выдается 2 простынки и наволочка на человека, а полотенца — за дополнительную плату. Отдельно оплачивается и подключение ТВ-программ, а интернет только городской с оплатой кредитной картой и весьма нестабильным соединением.

Не откладывая на неопределенное время прогуляемся по ближайшим деревенькам. Мерибель-Центр расположен в нескольких километрах от нашего размещения и добраться туда можно на бесплатном ski-bus’e. Небольшой уютный городок с домиками из камня и дерева раскинулся вдоль единственной автомобильной дороги. Особенность местной архитектуры — уникальное строение домов, отличающих Мерибель от других мест — основание выложено из камня, а верхние этажи сложены из дерева. В городке нет особых сооружений — магазинчики, ресторанчики, туристический центр и небольшая церквушка. Когда в долину спускается ночь, по склонам, где разбросаны домики, выстраивается вереница огоньков, видимая на много километров, пока ее не скроет какой-нибудь горный утес.

Пожалуй, Мерибель-Центр самый крупный населенный пункт в этой долине.

Мерибель-Моттаре, особенно его верхняя часть, где и располагается Odalys, совсем тихий уголок. Здесь совсем немного ресторанов и баров, а на улице с наступлением темноты становится тихо и безлюдно. Любителям веселых шумных вечеров, апре-ски и дискотек стоит поискать более оживленные места. Все поселение расположилось вдоль крутого склона, поэтому для пешего перемещения между верхней и нижней точками имеется подъемник. Правда работает он всего лишь где-то до 19:30. А дальше к услугам пешеходов длиннющая лестница вдоль всего городка, ну или ски-бас.

Преимущества нашего расположения тоже есть и довольно весомые. Спуск проходит прямо под окнами, а чем выше мы находимся, тем больше снега (что очень актуально в нынешнем сезоне).

Первый день — разминочный. Разминка прошла удачно по маршруту Мерибель-Мотаре — Валь Торан — Мерибель-Мотаре. А вот второй день — прогулочный. Берем фотоаппарат и осматриваем долину Мерибель и окружающие ее перевалы. С высоты долина видна во всех подробностях. После большого снегопада все вокруг белое и пушистое. Сначала прокатимся по самой долине. Тут нас сразу угораздило упереться в закрытую трассу, по которой не долго думая слетели вниз (ну не обходить же ее пешком). Далее исследуем перевал в Куршевель. Здесь достаточно многолюдно. В преддверии нового года это обычная картина. Отсюда спешим на противоположный перевал к Валь Торану. Здесь надо успеть пройти по всем точкам перевала, да еще на подъем к Мон дю Валлон не опоздать. Подъемник к Валлону работает по одному ему ведомому расписанию и закрывается намного раньше обычного. Тем не менее, мы успели на него забраться и даже сделать два спуска по разным трассам.

Канун нового года добавляет особого праздничного настроения уже с середины дня. И где это настроение должно быть особенно шумным? Конечно в Валь Торане на склоне Plain Sud, в La Folie Douce. Предновогодняя дискотека здесь гремит уже с двух часов дня. На главной террасе в этот день не протолкнуться. Народ танцует на полу, на столах, на снегу. Снежное пространство вокруг домика тоже заполнено зрителями. Многие проявляют креатив — в этот день можно увидеть самые причудливые маскарадные костюмы.

К вечеру перемещаемся на снежную площадь в Мерибель-Мотаре. Здесь уже всех угощают глинтвейном и горячим шоколадом с пирожными. Далее — традиционное шествие с факелами, парад ратраков и фейерверки.

После нового года началась оттепель. Все жуткие снегопады остались далекими прекрасными воспоминаниями. По ночам ветер утихал, и начиналась капель, а утром растаявшая масса превращалась в лед. Снег сходил с горных поверхностей прямо на глазах. Под конец второй недели участки с бурой травой явно виднелись из нашего окна. Нижние части трасс, спускающихся в Мерибель-Мотаре полностью обледенели. Спуск по такой поверхности стал высшим пилотажем, и желающих по нему проехать заметно поубавилось.

Плачевнее всего обстояли дела в Куршевеле. Здесь со снегом было скромно еще 1 января. На нижних спусках уже тогда встречались ледяные участки и щедрые россыпи камней. После оттепели камней прибавилось, а на многих трассах появились предупреждения: «Осторожно, тонкий слой снега», «На трассе мало снега», «Осторожно, камни» и пр. Внизу, в Куршевеле 1650, тихо и безлюдно. Только иногда проезжает редкая компания лыжников. Вся жизнь этой долины собралась на верхних трассах, где есть хоть какой-то снег. Например, на вершине Солир (Saulire). Народ, приехавший в Куршевель в первый раз, недоумевал что здесь вообще хорошего. Любопытная встреча произошла в кабинке подъемника. Молодую пару уговорили приехать сюда друзья и теперь ребята очень жалели, что променяли любимый швейцарский курорт на здешний.

Ну а что же остается нам? Кататься в верхних долинах. Ледники Валь Торана и небольшая долина Орель за счет своей высоты обладают снежным покрытием, достаточным для приятного катания. Ледник Пекле нам полюбился еще с прошлого раза, а вот до Орель мы доехали впервые. Перемахиваем через Сим де Карон (Cime de Carone), и перед нами открываются потрясающие виды на долину. Спуск по Combe de Rosael и мы внизу. Почитав в интернете, мы узнали, что в этой снежной долине практически не бывает ветра и очень хорошие трассы. Действительность не совсем совпадает с этой информацией. Во время нашего появления ветер в долине поднялся сильный, а в верхних точках даже близкий к штормовому. А вот спуски действительно замечательные. И публика здесь собирается в большей степени «продвинутая». Медленных катающихся практически нет, а скорости некоторых лыжников прямо зашкаливают.

Так и прошла вторая неделя — сначала трассы вокруг подъемника Boismint с обедом в уютном ресторанчике «2 медведя». По мере уменьшения снега перебрались в долину Орель и на Пекле.

Возвращение тоже не обошлось без приключений. Загадочная авиакомпания «Ямал» домчала нас до Домодедово, долго катала по взлетным полосам (ну просто стояночные места Ямалу выделены очень далеко от здания аэропорта), но в конце концов докатила до места высадки. А вот багаж пришлось ждать долго. Очень долго. Через пол-часа вроде бы поползли первые чемоданы, но в каком виде! Все побитые и покалеченные. Потом и вовсе багаж с нашего рейса перестал появляться, а вместо этого пошел другой рейс. Через часок пошла вторая партия, а горнолыжное оборудование пришлось ждать еще дольше. Когда появились лыжи-доски, зрелище стало еще печальнее. Полураскрытые чехлы, гремящее содержимое (как будто внутри все перебито) и пр. Нам досталась сквозная дыра в чемодане с отодранными ручками, снятый с молнии замок и выдранная молния на чехле, откуда безвозвратно исчезли горнолыжные перчатки. Доблестное Домодедово как обычно «поздравило» нас с возвращением.