На лодке по du Midi. День седьмой. На краю канала.

На лодке по du Midi. День седьмой. На краю канала.

Начинает накапливаться усталость. Ранние подъемы, череда шлюзов, постоянное движение, все это через неделю пути начинает вызывать желание отдохнуть. Но отдых нам только снится. Чтобы еще раз попробовать найти замок неподалеку надо опять вставать пораньше. Сначала открывается один глаз… немного подождееем… вооот, теперь второй.

От утренней прохлады сначала становится зябковато. Но не проходит и 20 минут, как солнышко берет свое. Лететь на велосипеде по дорожке в виноградниках одно удовольствие. Несколько минут и наш полет уже упирается в живописное здание. Когда-то у него были окна и бойницы. Сейчас все они наглухо замурованы свежей кирпичной кладкой, а здание стало похоже на сельскохозяйственное сооружение. С противоположной стороны раскинулся густой парк.

Перед широкой дорожкой, уводящей в глубину парка, висит табличка: частная территория. Частная, так частная. Делать нечего. Возвращаемся. Обратная дорожка так заманчиво заворачивает налево, что мы моментально оказываемся в середине виноградных полей. Колеса сами катятся вперед. Пять минут и мы уже на противоположном краю поля. С этого места просматривается крыша замка. Так вот где он прячется! Такой же фокус был и со вчерашним замком! Они надежно спрятаны в высоких деревьях своих парков, а хозяйственные здания служат забором. Опять нам ничего не показали.

Час лирики окончен. Впереди ждет Нарбонна. Заходить в Нарбонну непросто. Канал здесь не очень широкий, а прогулочных лодок заметно больше. Ситуация осложняется сильным течением и каноистами, начинающими разъезжаться в самый последний момент. У нас уже глаз нервно дергается, кораблик уже почти в прибрежных кустах, а они все еще идут прямо навстречу. И когда между носами остаются считанные метры, каноист резко уходит в сторону.

Нарбонна (Narbonne)

В центре Нарбонны есть любопытный участок. Шлюз, туннель и узкий мост, где ширины для разъезда встречных судов не хватает. С обеих сторон висят светофоры. Перед тем как туда въезжать, надо переключить светофор в свою сторону с помощью шнура, висящего прямо над каналом. Этот шнур по-началу вызвал массу вопросов. На самом деле, бешено молотить шнуром во все стороны (как показалось при первых наблюдениях) не надо (такой вариант, наоборот, не приводит ни к каким результатам). На самом деле на до просто слегка дернуть за веревочку (дверка) светофор и откроется (т.е. загорится зеленым).

Первая достопримечательность для водных путешественников – мост, на котором стоят жилые дома. Это Мост Торговцев. Дальше все просто. Главный собор объединяет в себе сразу все памятники. Очень удобно. Здесь располагается гостиница de Ville (антуражненько, но бррр, холодновато — это же все из настоящего камня), собор Св.Жюста, сокровищница, донжон с панорамным видом города и недостроенная часть собора. За всем этим не надо в панике бегать по множеству центральных улиц. Все входы находятся в гостинице или соборе. Сам собор знаменит своими гобеленами и витражами XIV века. Мне же больше понравились статуи.

Собор Святого Жюста и дворец архиепископа по соседству формируют уникальный архитектурный ансамбль. Они занимают основную часть городской гостиницы (de l’H?tel de Ville) в Нарбонне.

Собор так и остался недостроенным с момента заложения первого камня в 1272 году. Планы строительства требовали сноса части городской стены, но городское собрание в страхе перед нападением англичан отказалось от этой затеи. Это решение, а также войны и эпидемии привело к тому, что полностью завершенными в соборе оказались только хор и трансепт.

С высоты двух 59 меторовых башен, построенных около 1480 года, открывается прекрасный панорамный вид на Нарбонну и ее окрестности. Внутренне убранство собора знаменито огромным (почти 40 метров) сводчатым хором, фресками и фламандскими гобеленами. В XIV-XV вв. собор был соединен с архиепископским дворцом.

В соборе столкнулись с русскоязычной экскурсией знакомого туроператора Tez-тур. Во время небольшой передышки от своих туристов гид рассказала про весь туристический маршрут, по которому они ходят, и в качестве завершения посоветовала сходить посмотреть на шлюз. «Спасибо. Мы как раз за ним пришвартовались.» В ответ гид назвала нас очень отважными ребятами.

Для любительниц вышивания в Нарбонне заглянули в магазинчик рукоделий, что на улице de l’Ancien Courrier. Это улица бутиков и всевозможных магазинчиков, входящая в туристический маршрут, который заканчивается на площади с памятником двум войнам (les Halles). Магазинчик большой, но покупать там ничего не стали. В Москве, а тем более в интернете ассортимент еще больше, а цены ниже.

Дальше по улице нас задержал магазинчик фей. Сколько же там было разных статуэток! Стоящих, подвесных, больших и маленьких. Солнечных, ночных, лесных и еще, и еще, и еще. Не удержалась. Купила небольшую феечку в формате подвески. С оплатой пришлось повозиться. Хозяйка магазинчика смутно владела вопросом «Как пользоваться кредиткой?» Мееедленное прокатывание карточки вызывало у терминала полное недоумение. Вот тут продавщица задала неожиданный вопрос: «Может, Вы сами?» Небольшой мастер-класс с нашей стороны и обе стороны остались довольны.

После магазина попадаем на площадь, любуемся нашим корабликом на пристани с высоты моста и спешим обратно. Идем в Порт-ла-Нувель. По бортовым журналам маршрут до самого порта не предусмотрен. Конечная остановка несколькими километрами ранее. Но как же не пройти весь канал до конца?

Немного велосипеда

Как только заканчиваются пригороды Нарбонны, местность меняется. Здесь начинаются владения озер, простирающиеся до самого порта. Суша превращается в узкие перешейки. Кругом царство воды. Между двумя оставшимися шлюзами на карте отдельно обозначена велосипедная трасса. А это идея! Почему бы не проехать расстояние до последнего шлюза на велосипеде? Расстояние от шлюза Mandirac до шлюза St-Lucie составляет ровно 10 км. Проходим Mondirac. Дальше команда справится без меня, велопробег начинается.

Ноги соскучились по велосипеду. Нажимаем на педаль и… за несколько минут кораблик остается далеко позади и скрывается из вида! Вот это неожиданный оборот. В одиночку на пустынном перешейке как-то не по себе. Но отступать не в наших правилах. Примерно через пол-часа показался шлюз. Один небольшой домик смотрителей и все. Время близится к 19 часам. Без 5 минут все, кто был в домике, собираются и уезжают домой. Тишина. Вокруг ни души. С одной стороны озеро, с другой — остров. Жутковато. Когда же приплывет наш кораблик? Кораблик отстал минут на 40. Время перевалило за семь вечера, а шлюз по-прежнему работает. Здорово! Если что, успеем вернуться.

Порт-ла-Тувель (Port-la-Nouvelle)

Порт-ла-Нувель находится в буквальном смысле на краю канала. Здесь канал de la Robine выходит в морские воды. Вход в порт на корабликах нашего класса запрещен, поэтому швартоваться можно только в самом канале. Порт-ла-Нувель является крупным морским торговым портом. Обстановка в его окрестностях соответствующая. Индустриальные пейзажи, строительные краны, запах затхлой воды. Ночевать в таком месте неприятно. Хорошо бы успеть до заката обратно к Нарбонне.

У шлюза нас ждало разочарование. Все-таки они отключаются! Тогда заночуем прямо здесь. Вечер выдался жаркий. На кораблике стало душно, а открыть окна не давали комары. Вылезла наружу немного провериться, а там бесконечное звездное небо. Очень красиво. Как-то совсем незаметно на верхней палубе образовался пикник. Расстелили матрасы, достали бутылочку французского вина.

На шлюзе началось какое-то шевеление. Это местные рыбаки приехали на ночную рыбалку. Наш турист всегда остается верным себе, поэтому без тени смущения идет знакомиться. Ну и что, что они говорят только по-французски? Ну и что, что у них клев? Наш турист нашел общий язык и заставил показать улов. В ведре плавало несколько змеевидных рыбин. Их название все-таки осталось неизвестным, но по приметам можно классифицировать породу как угорь.

И долго еще длился пикник под звездами. Пожалуй, это был самый шумный и бессонный вечер.

Пройденный за день маршрут

Карта маршрута