На лодке по du Midi. День шестой. Три  канала.

На лодке по du Midi. День шестой. Три канала.

Как сладок сон утром! Народ просыпается, ходит туда-сюда, а ты спишь, и ничего тебя не тревожит. Даже проснувшиеся представители порта, оценившие все вечерние маневры и явившиеся лично (вот это сервис!) получить достойную оплату ночной стоянки в их замечательном порту. Следует отметить, стоянка на этом берегу действительно достойная. А на противоположном берегу, напротив, за швартовку даже евро жалко. Ни воды, ни электричества, только оплата. Видимо, за честь находиться в этом славном месте.

Но все когда-нибудь кончается. Просыпаемся, заправляемся водой и двигаемся в Нарбону (Narbonne). Километров через 7 на карте обозначен замок (даже два).

Предприняли попытку их найти. Пришвартовались, нарядились, пошли искать. На дороге по ходу движения обнаружился указатель «дегустация вин». Идем по указателю и упираемся в закрытые ворота. Обходим вокруг. Пограничные здания слегка заброшенного вида. Вокруг виноградники. Возможно, если бы мы постучались, нам и предложили бы дегустацию, но мы не настаивали, поэтому никто не обратил на нас внимания. Вместо этого мы углубились в виноградники, очень напоминающие дачное поле к Кароськово. «Так. Господа, мы до речки и обратно.» Вобщем, ничего не нашли, а просто погуляли. С другой стороны, а часто мы вот так в виноградниках гуляем?

Canal de Jonction

Чтобы попасть в Нарбонну, надо проплыть по трем каналам: du Midi, de jonction и de la Robine. Как только свернули с du Midi в Canal de jonction, обстановка сразу поменялась. С одной стороны, чистая, спокойная природа, с другой – вокруг никого. Ни поселений, ни туристов, ни прогуливающихся местных жителей, ни самих корабликов. И аллеи по берегам уже не кленовые, а из какой-то другой породы дерева.

История канала La Robine

В те времена, когда Нарбонна принадлежала римлянам, правивший тогда губернатор Агриппа приказал прорыть канал через пруд под названием Rubrensis (сейчас Etang de Sigean) к морю. Канал в 30 метров ширины и 3 метра глубины обеспечил процветание в Нарбонне морского порта. В средние века река Aude внезапно изменила свое русло и ушла из Нарбонны. Чтобы вернуть городу воду, пришлось прорыть снабжающий канал между Гайусти (Gailhousty) и Нарбонной.

После завершения строительства канала du Midi, на маленьком канале la Robine продолжалась навигация, но от du Midi его отделяло расстояние всего лишь в 5 километров. Ста годами позже архиепископ Нарбонны монсеньор Дилон сумел убедить семейство Рике в коммерческой выгоде соединения двух каналов. И в 1787 году было закончено строительство соединительного канала de Jonction. С тех пор два канала получили прямое сообщение, которое по настоящее время активно используется в коммерческих целях.

Прохождение шлюза

До Нарбонны нас отделял десяток шлюзов и n километров водного пути. На этих каналах все шлюзы автоматические, но без смотрителей. Ну то есть двигаются они автоматически, а вот запускать движение приходится вручную с помощью специальной кнопочки. После стольких управляемых шлюзов, прохождение шлюза с ручным запуском не представляло особых сложностей. Схема простая. Подходим к воротам, швартуемся рядом (для этого перед каждым шлюзом даже специальная небольшая платформочка имеется, извините, пристань). Если горит красный с зеленым, значит шлюз свободен и готов к запуску. Доброволец высаживается на берег и запускает шлюз в нужную сторону. Если необходимо, вода наполняется/спускается, когда уровень выравнивается, открываются ворота. Наша лодочка торжественно вплывает в бассейн, фиксируем ее канатами и давим (красную) нет, не красную, а зеленую кнопку. Ворота закрываются, нас спускают/поднимают, ворота открываются. Выходим из шлюза, ворота тут же закрываются.

Последний момент (выхода из шлюза) нас волновал больше всего. В путеводителе сказано: надо выйти максимум за 3 минуты. Три минуты??? Да мы отшвартоваться-то не успеем! А что будет, если застрянем? Вот на этот случай есть действительно красная кнопка. Давится в случае непредвиденных обстоятельств (правда, после этого шлюз запустить самостоятельно не представляется возможным). Обстоятельства не наступили. Замеры показали, что из шлюза мы выходим за 34 секунды. О.о После этого торжественного момента ворота закрываются сразу.

А что если в бассейне несколько корабликов? По нашим наблюдениям и предположениям, должно быть нечто, определяющее количество зашедших кораблей. Соответственно, на выходе ворота закрываются как только количество зашедших корабликов совпадает с количеством вышедших. Но всему есть предел. Через 3 минуты ворота закрываются вне зависимости от обстановки.

За третьим шлюзом в чистом поле расположился музей Амфор. В этих местах были найдены остатки поселения гончаров. Груды разбитых горшков, черепицы, остатки печек для обжига и другие глиняные изделия.

Музей амфор (Musee Amphoralis)

Деревня гончаров обосновалась недалеко от Нарбонны на рубеже нашей эры. В этих местах наблюдаются залежи превосходной глины, прекрасно подходящей для лепки горшков, в которых очень нуждался регион. В то время здесь зарождалось виноделие, а для транспортировки вина в другие регионы так необходимы амфоры. Гончарное производство здесь процветало на протяжении трех столетий. Самые большие печи для обжига одновременно вмещали до тысячи амфор, а процесс обжига занимал несколько дней.

На территории поселения обнаружено четырнадцать печей, распределенных по достаточно большой территории. Кроме того, раскопаны области, где располагалось жилье, глиняные карьеры и очень хорошо сохранившийся акведук, датирующийся 2 в.н.э.

Как сообщает интернет «Музей великолепен и его стоит посетить». Это действительно правда. Музей прекрасно оформлен, уютный, интересный и даже с анимацией! Единственное, что необходимо учесть, режим работы. Согласно путеводителю, в сезон с 1 июля по 30 сентября музей работает ежедневно, в межсезонье со вторника по субботу. Часы работы требуют отдельного уточнения. Согласно интернету, музей открыт с 10:00 до 12:00. Мы приехали почти в 2 часа дня. Но нам повезло. Это был перерыв на обед. До 2-х пришлось погулять вокруг входа. Кстати, прямо рядом с парковкой проходит маленькая одноколейная железная дорога и тут же есть небольшая платформа. Кривоватые рельсы вызывают недоумение «а ездят ли здесь хоть какие-нибудь поезда?» За фотографированием этой достопримечательности время обеда закончилось незаметно.

В музее нас первым делом затащили на просмотр получасового ролика об истории поселения, раскопках деревни, как изучали технологии, использовавшиеся здешними гончарами, как делали реконструкцию большой печи. Очень интересно. Единственный недостаток — фильм, да и все в музее было исключительно на французском. Даже сотрудники говорили только на французском. Но это совсем не мешало.

В музее есть образцы глиняных изделий, найденные при раскопках. Есть доступ для просмотра раскопок зданий и сооружений на открытом пространстве. Есть реконструкции домов и обстановки жилых комнат того времени. Очень хорошо сохранился местный акведук, снабжавший поселение водой. И самое интересное, практически все, что можно сделано из глины. Заборы, таблички, указатели, стены домов, черепица и, конечно, печи.

Но самое интересное во всем этом — это небольшой домик в форме навеса, где любого желающего научат делать небольшую глиняную лампу, которая остается у посетителя на память. Это здорово поднимает настроение и позволяет обзавестись необычным сувениром, сделанным своими руками.

Музей амфор очень понравился, особенно маленькая глиняная лампочка, сделанная своими руками, но на сегодня еще много планов. Возвращаемся к делам судоходным. Дальше по плану 3 шлюза и удлиненная программа. Согласно расписанию маршрута, в районе 3-го шлюза рекомендуется заночевать на пристани города Саллель-д’Од (Salleles-d’Aude). Но чтобы успеть дойти до порта Нувель (Port la Nouvelle), за сегодня надо преодолеть дополнительное расстояние. Пройти через шлюз с доком, пересечь реку и успеть еще в один шлюз (правда, раз они запускаются вручную, может и работают в любое время).

Шлюз с доком стоит прямо перед пересечением канала с рекой d’Aude. Именно здесь заканчивается соединительный канал de Jonction и начинается канал de la Robine. Пересечение реки здесь не совсем простое. По правому берегу река полноводна и проходима, а вот по левому берегу она быстро мельчает и по камням уходит влево небольшим водопадом. Обходить отмель надо осторожно и по обозначенной траектории. Пересекаем реку полным ходом, и тут прямо по нашему курсу бестолковый любитель тарзанки, дождавшись нашего появления, под хохот товарищей бултыхается в воду. Развлекаются молодые люди. Ну что тут сказать, не только в нашей стране есть глупые любители острых ощущений.

После реки проходим еще одни шлюзовые ворота. Именно ворота. Не все шлюзы подъемные. Местами на канале встречаются бассейны с открытыми воротами. По-видимому, при необходимости канал можно перекрыть. Вечереет. Пора выбирать место швартовки. Сегодня место особо дикое. Крутые берега с высокой травой. Вокруг на несколько километров нет крупного жилья. Выбрали место неподалеку от тропинки, уходящей в глубь виноградников. Утром будет очередная попытка поиска замка. А сейчас, под занавес дня, ужин на верхней палубе с видом на закат.

Пройденный за день маршрут

Карта маршрута