Снежный новый год в Val Thorens

Снежный новый год в Val Thorens

Друзья давно советовали попробовать на кант французские склоны. Знают-де французы толк в подготовке трасс и сервисе. И мы после летнего путешествия по каналам юга Франции переместились чуть восточнее и выше.

Валь Торен – самая высокогорная лыжная станция в Европе. Высота 2300 м, рядом еще две области катания, расположенные чуть ниже. Соседняя долина дез Алю, визитной карточкой которой является станция Мерибель. За ней долина Сэн-Бон-Тарантэз с знаменитым Куршавелем. Наша долина называется Бельвиль и кроме Валь Торанса в ней располагаются станции Сэн-Мартэн-де-Бельвиль и Лё Менуир.

Увидеть Париж и… Хотя зачем нам Париж и тем более “и”… Лучше так… Забраться в французские Альпы и оторваться по полной! Выяснить кто лучше: сноубордист или лыжник. Желательно при этом по реальным склонам, а не по лестничным пролетам как в новогоднем фильме.

Валь Торенс расположен в департаменте Савойя региона Рона-Альпы. Это достаточно молодая станция, открытая в 1971 г. 600 км трасс, возможность катания в соседних долинах, более демократичные цены по сравнению с соседними регионами. Все вместе взятое предопределило наш выбор.

Приезд.

Вылет назначен на 26 декабря. Традиция прям какая-то, в прошлом году 26 декабря двое суток пытались вылететь из Домодедово, работу которого парализовал ледяной дождь. Но руководствуясь теорией, что дождь в один и тот же день не повторяется, мы в аэропорту. Снова во Францию, как и полгода назад только не через Шереметьево, а из Домодедово, не напрямую, а через Италию – чартер летит в Турин, а вместо одной из трех прекрасных нимф, бороздивших просторы каналов юга, не очень высокий блондин в сноубордическом ботинке. Не Пьер Ришар, но его присутствие обещало добавить веселья.

Перелет прошел как часы. Мягкая посадка в Турине, водитель-француз, чьи приключения с нами на пути в Альпы начались с сюрприза от итальянских аэропортов, в которых за парковку на спецплощадке для туристических автобусов с него потребовали оплату. Долгий четырехчасовой переезд и мы у цели. Ночной Валь Торенс встретил снегом и шумными и веселыми, в смысле сильно навеселе, английскими туристами.

Расположились в резиденции Le Cheval Blanc. В этот раз аппартаменты. Две комнаты, одна совмещена с кухней, плита, посудомойка, гриль, холодильник. В общем все что нужно для активного отдыха, чтобы не тратить много времени на завтрак. Срочно в царство Морфея и утром с новыми силами на склон.

Три долины.

Первым делом надо осмотреть окрестности сверху. Подъемник Peclet на 3000 м, спуск вниз, и мы устремились к соседней вершине. Креселка Plein Sud, три соединенные кабинки Bouquetin на 2803 м и мы смотрим на окрестности с другой стороны.

Прекрасная погода, отличные широкие подготовленные трассы, солнце, горный воздух. Жизнь прекрасна и мы даже не задумываемся о том, что пора срочно устроить фотосессию. Впереди 11 дней катания… Кабинка Mont Valon поднимает нас на 2952 м на Mont du Valon. Отсюда прекрасно виден Монблан (Mont Blanc). В этом месте первый раз появляется мысль, что жаль нет с собой хорошего фотоаппарата. На всякий случай фоткаем на мыльницу и вниз.

Но на третий день утром ждал сюрприз… Здравствуйте я ваша ТУЧА. Она пришла без предупреждения и осталась до конца отдыха почти не исчезая. Белая пелена, снег, сильный ветер, отсутствие теней, наметенные сугробы снега, катание по целине – это все что оставалось нам в следующие 9 дней.

Первый пасмурный день был встречен без энтузиазма, но с надеждой на будущее. Видимость все больше стремилась к нулю, чем выше мы забирались, тем меньше становилось народа, а подъемники выглядели сказочнее. Все сооружения выглядели призрачными тенями, а катание стало напоминать что-то вроде “путешествие к крайнему северу”.

Если подняться на Plein Sud, а дальше немного вниз мимо Bouquetin, то можно найти очень популярный open air в кафешке La Folie Douce. Обычно здесь под руководством ди-джеев гремит музыка с двух часов дня до самого вечера. Непривычно наблюдать это место снаружи абсолютно пустым. Но стоило зайти внутрь, как сразу стало ясно куда все делись. Помещение было полностью забито народом.

Последующие дни ситуацию не улучшили. Если тучи и отступали, то только наверх. Плотно закрывая солнце и устраивая обильные снегопады. И если видимость становилась сносной, то полное отсутствие теней делало невидимым глазу снежный рельеф со всеми внезапными холмиками и ямками.

Каждый день на небольшой городок, затерявшийся в горах, вываливалось огромное количество снега. Если бы дело было в Москве, город утонул бы под снегом. Но французы борются с природными явлениями эффективно. Маленький шустрый трактор с ковшом способен моментально расчистить дорожки. В это время ратраки за ночь приводили в порядок все 300 км трасс. А для борьбы с лавинами здесь изобрели совсем уникальный метод. Чтобы лавина не пришла неожиданно, надо что сделать? Правильно спустить ее собственноручно. Сказано – сделано. По всей долине сооружены большие трубы, в которых при накоплении снега происходит газовый взрыв (с громким “БУМ”), скидывающий часть снега вниз. С каждым днем эти изобретения технической мысли бумкали все чаще и громче.

В честь нового года, первые два дня января порадовали ясной погодой, что дало возможность рвануть в Куршавель. Не то чтобы без солнца мы не могли туда поехать. Могли. Но в плохую погоду велика вероятность столкнуться с закрытыми перевалами (которых на нашем пути было два), что влекло за собой достаточно дорогую (в плане транспорта) и долгую (спуститься по серпантину к самому подножию горы и подняться по другому серпантину в нашу долину) дорогу в гостиницу. Но 2 января ярко светило солнце, все подъемники были открыты и мы, наконец вооружившись фотоаппаратами, прокатились по двум соседним долинам.

Путей перехода из Val Thorens в Courshavel достаточно много. Но на момент путешествия был четко исследован только один маршрут, включавший синюю трассу под названием “Три медведя”. Не знаю как для лыжников, но для сноубордистов эта трасса очень изнурительна и занимает больше времени, чем ожидается. На самом деле, существует более быстрый объезд по двум трассам с использованием промежуточного подъемника. Расстояние больше, но за счет уклона скорость прохождения гораздо выше. Тем не менее, “Три медведя” очень живописное место, где так и тянет достать фотоаппарат и задержаться на часок.

Большое снежное приключение.

Но, таких солнечных дней, как этот, было так мало… С каждым днем погода ухудшалась и к 5 января достигла кульминации. Предпоследний день нашего путешествия (а тем более последний) хотелось провести на полную катушку. Упорно сидящая в долине и на вершинах туча напрягала дальше некуда и вызывала настойчивое желание сбежать подальше. И мы поехали искать счастья в соседней долине (она ведь расположен ниже, может, так низко тучи не спустились). Настойчивое желание не смогла остановить даже закрытая трасса, ведущая с вершины перевала в Мерибель. Здесь можно было бы задуматься, но за последние дни все трассы были в аналогичном состоянии (заваленные снегом и абсолютно невидимые). Причина оставаться на месте и весь день колесить один и тот же спуск (тем более перед отъездом) была только одна – риск закрытого перевала. Но к этому времени душа так истосковалась по скорости и хорошей видимости, что единственный здравый аргумент был проигнорирован и мы пробираемся по заснеженной красной трассе в Meribel Mottaret.

Конец спуска, долгожданная цель, где тучи расступаются… расступаааются… расступаааются… нет, облако на месте. Ничего не изменилось. В дымке сиротливо работают практически пустые подъемники, в долине виднеется не более десяти человек. Ладно, поедем в область, расположенную еще ниже. В самом низу немного получше. Местами даже появляется приличная видимость, такая, что можно разогнаться. Но, недолго продолжался бал. На перевале между Meribel и Courshavel организовался сильный ветер. Такой сильный, что доски и лыжи на всякий случай из внешних кармашков затащили в кабинку. На станции сила ветра прогнозировалась от 80 до 120 км/ч. Посмотрели мы сверху на всю эту красоту и решили двигаться ближе к своим краям. Но не тут-то было.

Наш перевал закрылся. Из всевозможных вариантов остался только один – бугельный подъемник на перевал чуть ниже и спуск в соседний город в нашей долине Les Menuires. Бугель для сноубордиста в принципе не подарок, но в таких условиях все выглядит по-другому. Бесконечные снега, порывистый ветер, вьюга и одинокая пустая канатная дорожка. Поверхности, по которой едет сноуборд, не видно. Куда уходит канат не видно. Где заканчивается подъем не видно. И только время от времени небольшими группами по 3-5 шт. проплывают, возникая ниоткуда, возвращающиеся бугельные держатели. Но вот появляется предупреждение “выход через 150 м”, и сразу за ним против ветра ползет группа сноубордистов, неудачно отцепившихся при виде знака. Да, крутой подъем в бурю не сахар.

Через 150 метров на самой вершине поджидал шквальный ветер. Нет, это не самый сильный ветер, который доводилось встречать. Вот было как-то, не удавалось встать на ноги, в буквальном смысле выползали на склон. А тут и встать можно и пройти куда требуется. Но тем не менее, если зазеваться, то шквал легко валил с ног. Дышать становилось трудновато. Начало спуска было самым тяжелым. Главное – определиться с углом наклона, горизонтом и направлением. Вначале это удавалось с большим трудом, но чем дальше, тем проще. Под громкие завывания в ушах зародилась мысль “так и до лавины недалеко”.

Одновременно с нами спускалось еще 3-4 компании разных национальностей. Конечно, больше раздолья здесь было для сноубордистов. Они намного быстрее исчезали вдали, тем более, по сравнению с семьями, неспешно продвигавшимися вперед. Как только стороны горизонта оказались строго зафиксированными, двигаться стало проще и спуск начал приносить удовольствие. Попутчики оказались далеко позади и мы въехали, можно сказать, впорхнули, в нижний город Les Menuires. Здесь движение было намного активнее и оживленнее. Вот это красота. На залепленных снегом креселках поднимался народ, не меньше спускалось с горы. О! Вот тут живенько! Сейчас махнем на подъемничек и к себе. Но…

Махнуть не получилось. Вся верхушка уже была закрыта. Активная прогулка на свежем воздухе неожиданно закончилась. Надо успеть вернуться. Единственный путь – бесплатный автобус в Val Thorents на автостанции за ближайшим комплексом зданий. В первый влезть не удалось. Под мокрым снегом, повалившим сплошной стеной, становилось все мокрее и холоднее, поэтому следующий автобус взяли штурмом. Казалось бы, конец приключениям. Сейчас доедем до гостиницы, переоденемся и на ужин. Но, не доезжая до города, автобус остановился. Лавина, сошедшая на дорогу, парализовала движение. Дальше только пешком под свою ответственность. Что творилось на улице. Настоящий ураган. Дороги перед автобусом не было. Ну, или она упиралась в гору. Гору снега. Снег присыпал капот машинки, проезжавшей как раз во время схода лавины. Чуть дальше за пригорком уже основательно засыпанная машинка с выбитыми стеклами и горой снега внутри. А вокруг спасатели с длинными шестами прощупывают снег и ищут завалы. Сколько же у них снегоходов! Их, аккуратненько расставленных в несколько рядов, раскинулся целый парк неподалеку.

Лавина сошла за несколько домов до наших апартаментов. Минут 10 пешком сквозь бурю и мы на месте. На этот случай шлем, маска и горнолыжная одежда прекрасно защищают и не дают промокнуть. В обычной одежде передвигаться в такую погоду невозможно. И мы это доказали, пробираясь двумя часами позже в ресторан, где настойчиво пытались забронировать столик 2 предыдущих дня. За те же 10 минут джинсы заиндевели насквозь, а в теплом помещении моментально сделались мокрыми и холодными.

Утро после бури.

Следующий день выдался серым и заснеженным. После ночной бури все исчезло под огромными сугробами. Стоит ли удивляться, что вся долина была закрыта. Вся-вся. Все спуски огорожены сетками, подъемники замерли без движения. Огромный риск схода лавин. Дорога превратилась в узкую пешеходную тропинку. Над ее восстановлением деловито трудились шустрые очистительные машины. Город был закрыт. Движения транспорта не было. Туристам, которые накануне не успели выбраться из Les Menuires, так и пришлось заночевать в гостиницах где-то по дороге. Ну, а те, кто был на месте, высыпали на улицы и налетели на магазины. Больше заняться было нечем. Разве что сбором чемоданов, завтра день массового выезда все-таки.

Развлечения.

Чем же еще можно развлечься в городе? Здесь есть одна знаменитая ночная дискотека “Малазия”, где молодежь развлекается до самого утра, а там уже и снова на склон можно. Нет. Такой режим для горнолыжного отдыха тяжеловат.

Кроме дискотеки время можно провести за вкусным ужином или наслаждаясь каким-нибудь напитком. Вокруг нашей гостиницы выбор не очень богат, зато другая часть состоит из сплошных баров и кафе.

Наиболее колоритный бар – Rhum Box. Здесь можно попробовать огромное количество ромовых настоек. Ром на любой вкус: персиковый, сливовый, ванильный, шоколадный, дынный, на киви, на розе и пр. Очень интересно и вкусно (даже если не быть большим любителем этого напитка).

Следующее понравившееся заведение – кафе Steakclub. Здесь очень вкусные мясные блюда. Попробовали стейк – большой, мягкий и очень нежный. И неизвестное блюдо под кодовым названием “от шефа”. Оформлено в виде странной горки каких-то ингредиентов, но очень вкусно!

Заглянули в ресторан L’oxalys, по соседству с нашими апартаментами (в тот самый вечер во время бури). Попасть туда можно только по предварительному бронированию (как и в большинство кафе вокруг нашего места пребывания). Ресторан знаменит своим шеф-поваром, имеющим какие-то выдающиеся регалии в своем деле. Во время ужина время от времени подают маленькие дополнительные блюда-комплименты (подарок шеф-повара). Для тех, кто есть совсем немного, это может составить существенную часть всего меню и совершенно бесплатно. Зато цены за остальные блюда (надо сказать, весьма скромных размеров) не просто кусаются, а прямо раздирают на части. Посмотрели на все это из чисто спортивного интереса (дорогой интерес получился), хотя мнения разделились на “очень понравилось” и “бесполезная трата денег”.

Кафе скандинавской кухни John’s не оправдало ожиданий. По вкусу не очень, да и принесли не то, что заказывали (правда, в конце за ошибку сделали скидку).

Возвращение.

Думаете на этом наши приключения закончились? Вовсе нет! Долины с трудом приходили в себя, медленно освобождаясь от сугробов. Тучи не хотели сдавать свои позиции и настойчиво возвращались обратно, едва дав возможность выглянуть солнышку. После суточной изоляции в город рванула вереница машин и автобусов. Кто по хозяйству, кто покататься. Дорожные условия оставались тяжелыми. Стоит ли удивляться опозданию к нам автобуса ровно на 2 часа. О! Старый знакомый! Очаровательный водитель-француз! Тем временем, до вылета 3 часа… Мы были первым пунктом сборов. Дальше по горному серпантину вниз, в Les Menuires и сборы второй партии. Местами дорога становилась такой узкой, что машине тяжело было уместиться, что говорить про автобус? Как водитель с этим справляется? Наш-то справляется, а вот рейсовый автобус не пролез и наградил нас вмятинами и разбитым стеклом в задней части. Стекло потрескалось и неспешно сыпалось на дорогу прямо на головы случайным пешеходам. Наверное придется ставить вопрос о замене автобуса. На трассу нас так не выпустят. Что? Стекло двойное? Это только снаружи? Так что ж мы стоим? Поехали!

До вылета 2 часа… Все в сборе. Курс на аэропорт! Нет. Прибытие немного откладывается. Сразу за городом начало пробки. И это почти на 30 км! Какой-то самонадеянный водитель двинулся в эти края без цепей (что практически нереально в этой местности) и на резине не по сезону. Конечно на пол-пути его развернуло, и без того узкая дорожка стала еще уже. Все серпантинное движение встало. Вереницы туристических автобусов с уезжающими и вновь приехавшими, местные машины и гости из соседних стран – все застряли в длинной очереди.

До вылета пол-часа… Мы все еще на серпантине. Чартерный рейс пытается задержаться на сколько может (бедные пассажиры из других долин, ждущие нас в аэропорту). Но возможности не безграничны. Через 2 часа самолет улетает. А еще через пол-часа мы торжественно вплываем в аэропорт. Благодаря удачно сложившимся звездам, только в этот день, только для нас нашелся специальный абсолютно пустой самолет (он только что привез огромную партию туристов, а обратно просто не было спроса). Пожалуй, это была самая быстрая регистрация, посадка и вылет. И огромный самолет только для нашей компании порядка 60-ти человек! Можно было расположиться на свободном ряду и спать лежа, вытянувшись на 3 кресла. На этом приключения, наконец, закончились, а мы прибыли в родную столицу, где совсем не было снега.