Индия. Учебный центр

Об условиях проживания
Как было объявлено изначально, обитать предполагалось в прекрасном учебном центре на живописной окраине города Мумбай. Удивляло только одно обстоятельство – почему из аэропорта надо ехать около 2 часов?

У аэропорта нас поджидал шикарный автобус… времен первой мировой. Гремящая и трясущаяся коробочка с кондиционированием в виде дождя из открытых окон настойчиво везла нас по всем трущобным районам Мумбая в неопределенном направлении. Запах на улице стоял весьма неприятный. Часа через полтора стало полегче. Лачуги, наконец, закончились, воздух посвежел. Мы выехали из города. Еще через час родились вопросы: “А собственно куда мы едем?” Предположения изобиловали разнообразными вариантами, в обсуждении которых мы въехали в ворота учебного центра.

Бизнес-школа Aicar находится где-то в 50-ти км от Мумбая по прямой рядом с небольшим городком Neral. По версии таблички, висящей в холле, школа получила 1-е место среди таких заведений. Наверное, для Индии обстановка в этом учебном центре на высшем уровне. Кондиционеры, конечно, есть (правда не всегда работают). Мраморные полы тоже присутствуют, аудитории с затемненными стеклянными стенами. А в целом – обстановка советского общежития. Скромные комнаты следующего содержания:

  1. кровать цельнометаллическая с деревянными поперечинами – 2 шт.
  2. Столики цельнометаллические (для занятий)
    1. Мрамрная столешница – 1шт.
    2. Пластиковая столешница – 1шт.
  3. Прикроватный столик со стеклянной поверхностью – 1 шт.
  4. Телефон для внутренней, местами работающей, связи – 1шт.
  5. Шкаф запирающийся (местами) двустворчатый – 1 шт.
  6. Полка настенная цельнометаллическая – 2 шт.
  7. Вентилятор потолочный отечественный конструкции “дорогой друг карлсон” (не всегда регулируемый) – 1шт.
  8. Кондиционер однофункциональный с красивым названием “рефрежерейтор” – 1шт.
  9. Санузел совмещенный – есть все необходимое, включая кран с надписью “хари кришна”. Водоснабжение системы “opposide”. Из-за тонкого уникального устройства можно использовать или холодную или горячую воду. Режим “mix” не поддерживается. Для любителей этого режима есть уникальная дополнительная система ведро-ковшик, позволяющая тонко настроить температурный режим.
  10. Электроснабжение по принципу “sometimes somewhere”.
  11. Туалетная бумага и мыло является предметами роскоши, которыми пользуются только богатые индусы. Выдается по настойчивым требованиям.

Местная кухня.

В столовой под названием “в подарок угнетенному народу индии от строителей социализма” взгляд радовала картина длинных столов с множеством вентиляторов той же системы “карлсон”.

Еда изобиловала разнообразием. Нет не разнообразием блюд, а разнообразием подливок. Блюдо было одно и проверенное – рис. На горячее подавался тоже веками проверенный продукт – кости от курицы. Все это разнообразие дополнялось различными овощами.

Данное меню позиционировалось как европейское (совсем не острое). В течение 1-й недели создалось мнение, что выращиваемые здесь культуры изначально содержат много перца и странноватый одинаковый привкус. В конце недели был предпринят контрольный в голову в виде воскрестного ужина в придорожной кафешке (абсолютно местной), где от всего “not spaisy” начинался пожар. Это мероприятие вконец свалило русскую делегацию, и некоторые представители в понедельник на занятиях не появились.
Местные призадумались и уже в обед еда резко поменялась. Нет, рис и курица остались. Поменялись приправы, где больше не было перца и специй, а также… не было соли! С этого дня начался второй этап становления индоевропейской кухни.

Ровно через неделю наступил 3-й этап. Он ознаменовался появлением несвежего запаха у курицы и червяков в бутербродах с овощами. Очевидно, специи предназначались для дезинфекции и подавления лишних запахов. Но несвежая курица без специй не оказала никакого действия на наши желудки, в отличие от самих специй 1-го этапа.

Несмотря на упомянутые трудности индусы сами по себе неплохие ребята. Они старались изо всех сил, насколько позволял менталитет. Тщательно вытирали посуду (правда одной и той же серой тряпочкой, которой вытирали столы, но это на желудке особо не отражалось), раскладывали красиво ложечки, вилочки, тарелки перекладывали салфеточками (правда, они все равно имели налет жира). Наводили красоту на рис, тщательно разглаживая его руками. Во время занятий приносили чай с молоком (после которого странно постанывал желудок). Фанаты черного чая убедили молоко не добавлять. Вот тут и выяснилось, что сам чай представляет из себя мутную бурую субстанцию со странным вкусом, не имеющую ничего общего с прозрачным, чистым чаем на завтрак и ужин. После этого открытия дневной чай продолжал пить только один стойкий человек с девизом “а мне нравится”.

В области, где расположена школа, имелся еще один колоритный элемент. На местной станции раз в несколько часов пропадало электричество. Первый раз это вызвало ажиотаж. Мы высыпали в холл и даже продолжили занятие на открытом воздухе. Но оказалось, что все розетки компьютерного класса предусмотрительно подключены к мощному ИБС, поэтому в дальнейшем отсутствие света на нас не производило впечатления.

О работе или как мы учились.

В обучении участвовало 8 индийских преподавателей, из которых на нашу программу приходилось 5 (вся наша делегация состояла из 20 человек, часть которой время от времени менялась). Работать предстояло в непростых условиях. Далеко не все наши представители владели английским языком. Индусам приходилось с нашей делегацией нелегко, а нам – с индусами.

В основном все занятия вел один преподаватель – Somu, которого мы ласково прозвали сомиком. На 2 темы приезжали дополнительные преподаватели-практики. Первым нас посетил Amjad. Он увлекательно рассказывал об Action Script и Advanced Action Script, а также как быстренько сгонять на ГОА, чем многим очень понравился (каждому по-своему). Когда при Амжаде случился первый обвал электричества, он настороженно поинтересовался “что это?”. Тут стало понятно, что это явление в диковинку даже жителям Мумбая. Мы как заправские аборигены поспешили его успокоить, что это бывает, не стоит обращать внимания. Под конец Амжад поделился, что это был его преподавательский дебют, чем вызвал огромное удивление – занятие он провел прекрасно.

Вторыми посетителями были специалисты по 3dMax в области анимации и создания персонажей. Прихватив с собой кучу материалов они творили чудеса: аквариум, осенний листопад, танцующий человечек…

Все это прекрасное мероприятие омрачала сумбурность организации. Какой план занятий? Что надо будет сделать? Какая тема будет дальше? Опять компьютер программу не тянет… В вопросе производительности очень помог свой ноутбук, заботливо подготовленный еще до отъезда.

Студенты
Во время нашего пребывания школа не была необитаемой, а наоборот, заполнена индийскими студентами. Эта аудитория развеяла мифы об умеренности и строгости нравов индусов. Обычная молодежь – активная, общительная, умеющая развлекаться, танцующая на дискотеках и даже курящая (к вопросу запрета курения в стране в целом и в бизнес-школе в частности). Наша компания явно вызывала живейший интерес, но подойти решались немногие. Вскоре нашлось объяснение – массовое собрание, где было объявлен строгий запрет общения с иностранной делегацией – “для нашей безопасности”.

За время пребывания случилась дискотека. Махнув рукой на их запутанные условности, мы махнули туда. Студенты сначала просто поглядывали на нас с любопытством, а потом стали присоединяться. Продолжалось это недолго – все попытки шустро и незаметно пресекались охраной.

Но ничто не остановит молодежь. Скоро все обзавелись знакомствами и контактами.